Знать и просвещаться

Таинство Соборования. Что это за Таинство? Многие из нас знают о нем достаточно мало, знания противоречивы и больше похожи на слухи. Оттого с Таинством Соборования связаны самые странные предрассудки и заблуждения. Сегодня в нашей рубрике #знатьипросвещаться говорим о Соборовании.

Дорогие прихожане, напоминаем, что завтра (в четверг) в 17:30 в соборе Архангела Михаила в Нижегородском Кремле состоится Таинство Соборования.

Таинство Елеосвящения одно из семи Таинств Церкви, чаще его называют Соборованием. Елеосвящение называется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов священник совершает помазывание освященным маслом (елеем), смешанным с вином — то есть, помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником — с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего.

По совершении семи помазаний на головы приступивших к таинству возлагается Святое Евангелие, которым все мы будем испытаны на нелицеприятном Божием суде. Приложимся благодарно, исповедуя свою верность Христу, к Слову Его и Кресту Его.

Таинство Елеосвящения, как и другие Таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Господом нашим Иисусом Христом. Евангелие от Марка говорит нам: “призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли”.
Также мы читаем о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова (5: 14-15). “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему”.

В чем же его смысл?
Во-первых, мы должны понимать, что молитвы этого Таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов. Здесь нужно сказать, о каких именно грехах идет речь. Не о тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Исповеди, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, возможно, по недостатку знаний, не считаем наши действия грехом, а иногда просто не замечаем, что обидели кого-то ненароком или мимолетом в ритме нашей летящей жизни. Однако неосознанные грехи – это все же грехи, незнание, как известно, не освобождает от ответственности; они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве Елеосвящения. Если мы говорим о тяжелобольных людях, – бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в случае здравия обязательно покаялись бы на исповеди. Если мы принесем искреннее покаяние – то в таинстве Соборования получим прощение таких грехов.

Если мы говорим о телесных болезнях, то нужно надеяться на милосердие Господа нашего, но нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней.

Таинство Соборования может совершаться на дому над болящим, а также в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому Таинству, над теми, кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В Русской Православной Церкви чаще всего это происходит в период Великого Поста.
В последнее время распространилась практика частого соборования людей, которые не имеют очевидных заболеваний. Совершается это под тем предлогом, что все мы «больны грехом». И это действительно так.
После того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

В средневековой западной традиции Елеосвящение принято было совершать только над умирающими людьми, отсюда и его католическое название, “extrema unctio” – “последнее помазание”. Надо сказать, что такое название таинства, вместе с соответствующим пониманием, проникло в XVII-XVIII веках и в нашу Церковь, утвердилось в официальных церковных документах. И только в XIX веке святитель Московский Филарет (Дроздов) настоял на том, чтобы это название таинства как несоответствующее православному пониманию было изъято из употребления – что и произошло в Русской Церкви.

Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как “последнего помазания” – что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.

Важный момент, о котором необходимо помнить каждому, приступающему к Таинству Соборования.
Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния.

Если мы говорим о тяжелобольных, находящихся при смерти людях, то, не будем забывать, что сроки человеческой жизни, как и сама жизнь, зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния.

#храмыНижегородскогокремля
#великийпост
#втораяседмицавеликогопоста
#таинствособорования
#знатьипросвещаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *