Правила службы

Здравствуйте, дорогие друзья!
Мы продолжаем цикл постов, посвященных теоретическому разбору Всенощного бдения в рамках нашей рубрики #правиласлужбы. Сегодня поговорим о той части богослужения, которая называется «Утреня». Напомним, что Всенощное бдение состоит из Вечерни, Утрени и 1-го Часа. В прошлом посте мы говорили и подробно разбирали Вечерню, которая заканчивается чтением 33го псалма. Подробнее о богослужебном круге можно найти по нашему хэштегу #правиласлужбы.

Итак, вторая часть Всенощного бдения – утреня напоминает нам времена новозаветные: явление Господа нашего Иисуса Христа в мир, для нашего спасения, и Его славное Воскресение. Начало утрени прямо указывает нам на событие Рождества Христова. И начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастырям: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».
     Затем читается шестопсалмие, т. е. шесть избранных псалмов царя Давида (3, 37, 62, 87, 102 и 142), в которых изображается греховное состояние людей, исполненное бед и страданий, и горячо выражается надежда людей на единственное, что у них осталось, надежда на милосердие Божье. В течение года Шестопсалмие никогда не опускается, кроме Пасхальной седмицы. Когда чтец прочитывает половину «Шестопса́лмия», священник целует престол и выходит на амвон. Стоя с непокрытой головой перед вратами, он читает тайные молитвы. Шестопсалмие символизирует собой Страшный Суд. В это время полагается стоять прямо и благоговейно, предстоя как бы Самому Господу нашему Иисусу Христу. Чтец с середины храма, от лица всех верующих, неподвижно стоящих вокруг, произносит слова псалмов – молитву скорби, покаяния и надежды.
     После шестопсалмия диакон произносит великую ектению.
     Затем громко и радостно поется краткая, со стихами, песнь о явлении Иисуса Христа в мир людям: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне!» т. е. Бог – Господь, и явился нам, и достоин прославления идущий во славу Господа. Эти слова символизируют первое пришествие во плоти для спасения людей и второе, которое будет в конце мира. 
     После этого поется тропарь, т. е. песнь в честь праздника или празднуемого святого, и читаются кафизмы, т. е. отдельные части Псалтири, состоящие из нескольких последовательных псалмов. Чтение кафизм, так же как и чтение шестопсалмия, призывает нас задуматься о нашем греховном состоянии и возложить всю надежду на милость и помощь Господа. Кафизма значит сидение, так как во время чтения кафизм можно сидеть.
     По окончании кафизм, диакон произносит малую ектению, и затем совершается полиелей. Полиелей слово греческое и означает: «многомилостие» или «многое освещение».
     Полиелей есть самая торжественная часть всенощной и выражает собою прославление милости Божией, явленной нам в пришествии Сына Божия на землю и совершении Им дела нашего спасения от власти диавола и смерти.
Полиелей начинается торжественным пением хвалебных стихов:
Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуия!
Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуия!
Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Аллилуиа! т. е. прославляйте Господа, потому что Он благ, потому что милость Его (к людям) во век – всегда.
Исповедайтесь Богу небесному, яко в век милость Его. Аллилуия!
При пении этих стихов в храме возжигаются все светильники, царские врата открываются в знак особого благоволения Божия к людям и священник, предшествуемый диаконом со свечою, выходит из алтаря и совершает каждение по всему храму, в знак благоговения к Богу и святым Его.
Накануне воскресных дней поются особые воскресные тропари – радостные песни в честь Воскресения Господа, повествующие, как ангелы явились женам-мироносицам у Гроба Спасителя и возвестили им о Воскресении Иисуса Христа.
    В другие же великие праздники, вместо воскресных тропарей, поется перед иконою праздника величание, т. е. краткий хвалебный стих в честь праздника или святого.
    После воскресных тропарей, или после величания, диакон произносит малую ектению.
    Затем читается прокимен. Прокимен — это краткое молитвословие, стих из Псалтири, который поется в церкви перед чтением Евангелия, Апостола и паремий. В прокимнах кратко выражается смысл или последующего чтения, или службы дня. Всегда произносится проки́мен того Евангелия, которое читается на утрени. Диакон произносит прокимен или в алтаре возле царских врат, или же — на амвоне, смотря по тому, читается ли Евангелие на престоле или посредине храма.
    После этого совершается торжественное чтение Евангелия. На воскресной службе читается Евангелие о Воскресении Христа и о явлениях воскресшего Христа Своим ученикам, а в другие праздники читается Евангелие, относящееся к празднуемому событию или к прославлению святого.
     По прочтении Евангелия, диакон поднимается с ним на амвон, поется торжественная песнь в честь воскресшего Господа: «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу»… От Недели Фоминой до Недели о слепом поется трижды каждое воскресенье. На Вход Господень в Иерусалим и в День Пятидесятницы Воскресение Христово не поем. На Вознесение Господне – единожды.
Этим песнопением совершается прославление Воскресения Христова и Христа Спасителя, и поклонение Ему.

Затем Евангелие выносится на средину храма, и верующие прикладываются к нему. В другие праздники верующие прикладываются к праздничной иконе. Священник их помазывает благословенным елеем и раздает освященный хлеб. Елеопомазание – помазание чела верующего освящённым елеем. При этом изображается знак креста, что символически обозначает излияние Божией милости на человека.

На этом Утреня не заканчивается, следующая часть будет уже в другом посте. Если остались вопросы, пожалуйста, задавайте их в комментариях.

#храмыНижегородскогокремля
#правиласлужбы
#великийпост
#втораяседмицавеликогопоста

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *